Наши глаза устроены так, что мы видим вокруг себя разноцветный мир, окрашенный во множество оттенков. Цветовые сочетания нас возбуждают, успокаивают, побуждают к активным действиям, заставляют улыбаться или хмуриться, создают уют или рабочую обстановку. В архитектуре и дизайне цвет используется для достижения определённых задач. Он расширяет пространство, делая его «холодным» или «теплым», приближает или отдаляет объекты, что-то подчеркивает или маскирует. Применяя особые цветовые сочетания для озеленения дворов, парков, скверов, можно усилить те или иные свойства пространства сделать пребывание в них людей более комфортным.
Цвет также имеет символическое и эмоциональное значения. Например, красный – самый яркий, бросающийся в глаза, который вызывает чувство беспокойства, поэтому его используют в основном как предупредительный знак; синий – холодный цвет, производит впечатление прозрачности и воздушности, расстояние до синего кажется больше, чем до красного; зеленый, наоборот, нейтральный, неподвижный.
Теория цвета
Теория цвета – это совокупность знаний о цвете. Исаак Ньютон создал первый взаимосвязанный цветовой круг. Каждый из семи разделов этого круга соответствовал одному из цветов, выделенных им в спектре. Иоганн Вольфгант Гете заметил, что яркий солнечный свет в середине дня дает черную или серую тень, но при других условиях тени имеют цвета, дополнительные к цвету света. Чем сильнее цветной свет, тем бледнее тень. Тени самых светлых оттенков появлялись при освещении с минимумом цвета. Филип Отто Рунге создал «Цветовой шар»: первая попытка трехмерной модели. На экваторе расположены двенадцать «чистых» цветов: желтый, оранжевый, желто-оранжевый, красный, красно-фиолетовый, красно-оранжевый, фиолетовый, фиолетово-синий, сине-зеленый, синий, зеленый, зелено-желтый. На полюсах шара: черный и белый. Но самую лучшую теорию о свете предложил Иоганнес Иттен. Он изучал воздействие цвета, а не его физическую природу, так как цветовые эффекты наиболее значимы для художника, взяв, таким образом, цветовой шар, Иттен преобразовал его в двенадцатиконечную звезду, выделяя семь цветовых контрастов.
Использование цвета в разработке концепции ландшафтного дизайна
При проектировании ландшафта очень важно наличие как архитектурных, так и цветовых концепций, например:
1) контраст по цвету. Используются чистые цвета в самом ярком их проявлении (желтый, красный, синий);
2) контраст темного и светлого. Взаимодействие между светлыми и темными оттенками: темный цвет делает светлый еще темнее;
3) контраст теплого и холодного. Воздействие цветов зависит от расположенного рядом цвета;
4) контраст дополнительных цветов – это два цвета, диаметрально противоположные по отношению друг к другу в цветовом круге;
5) симультанный контраст – изменение цвета процессами внутри глаза. Возникает между чистым цветом и серым одинаковой яркости, а также между цветами, которые не являются дополнительными;
6) контраст по качеству. Строится на единственном цвете в осветленных или затемненных тонах или на различных цветах одинаковой насыщенности;
7) количественный контраст – соотношение между цветовыми пятнами. Играя соотношениями цветовых пятен, можно сделать отдельные элементы композиции более важными;
8) созвучие двух цветов. От количества цветов в одном созвучии зависит эффект воздействия: созвучие двух цветов является более спокойным, нежели четырех и более;
9) трезвучие. Оказывает менее спокойное воздействие, так как в нем используется большее количество цветов;
10) созвучие четырех цветов. Определяется, благодаря фигурам квадрата, прямоугольника или трапеции, помещенным в цветовой круг или шар;
Чтобы сделать проект гармоничным, нужно тщательно подобрать цветовое решение, а еще лучше соединить идеи и концепции между заказчиками, архитекторами, ландшафтными архитекторами, экспертами по растениям. Тогда получится наиболее удачная цветовая композиция, которая будет привлекать внимание, создавать комфорт и спокойствие.